Петр Солдатенков начинал свой профессиональный путь кинооператором на Челябинском телевидении, учился во ВГИКе, снимал по собственным сценариям картины на киностудии им. Довженко, Свердловской киностудии, «Ленфильме», «Леннаучфильме», «СТВ» и студии «Остров». В его активе более 40 документальных фильмов, многие из которых получали награды Международных кинофестивалей.
Мастер-класс начался с демонстрации видеосборника из работ Петра Яковлевича, посвящённого героям его фильмов: Л. Оболенскому, В. Высоцкому, М. Влади, А. Галичу, Ю. Шевчуку, А. Башлачёву, Ю. Морозову, О. Митяеву, А. Макарову, С. Дичбалису, протоиерею Сергию Колчееву, афонскому старцу архимандриту Ефрему, преподобному Серафиму Вырицкому, святому благоверному великому князю Александру Невскому.
После демонстрации ролика, обращаясь к аудитории, режиссёр сказал:
Вопрос выбора героя для документального фильма очень непростой вопрос. Сама тема – герой. Почему герой, что героического он совершил? Существует такая традиция литературная, кинематографическая, так называют главного персонажа произведения. В нашем случае герой — это наименование человека, которого зритель видит на экране. Чем он может вызвать интерес? Наверное, своими мыслями, своими действиями. Он становится интересен, когда на экране появляются его поступки. Основное проявление личности — это поступки. Фильм становится завершённым, когда в нём появляется герой, совершающий поступки. Именно такие люди, с линией жизни, обусловленной закономерностью поступков, могут стать героями в документальном кинематографе.
Особая тема героя в творчестве П. Солдатенкова - судьба Владимира Высоцкого. Над ней он трудился более 20 лет, создавая документальную трилогию “Памяти Владимира Высоцкого”. Режиссёр рассказал, как начинал работу над ней:Увидел я его в 78 году, когда я был студентом ВГИКа, перешел на второй курс, и тогда у меня отчетливо созрела мысль о том, что единственным интересным человеком, которого я бы хотел видеть героем моего фильма мог бы стать Владимир Высоцкий. И с этой мыслью я пришел осенью 78 года в Театр на Таганке и стал его ждать у служебного входа. Когда он появился, я узнал его по голосу, потому что никогда с ним не встречался. Я подошел, представился и сказал, что так и так, хочу снимать о вас фильм. Он на меня посмотрел внимательно и неожиданно сказал: "Хорошо, давай снимай. Но только с одним условием: не бери меня за горло.
Снимали понемногу, когда представлялась возможность, потом эти кусочки кинопленки необходимо было проявить и сохранить. Петр Яковлевич считал, что впереди у него достаточно времени, чтобы полностью снять задуманный фильм, но… мечты не осуществились.Высоцкий умер, и все остальное пришлось делать уже после смерти. Сделать фильм о человеке, о его творчестве. Попытаться проникнуть в его творческую лабораторию, исследовать его феномен поэтический – вот это мне хотелось, когда я был студентом, но этого я не смог сделать, в силу разных причин.
Помимо документальной трилогии “Памяти Владимира Высоцкого”, работе которой Петр Солдатенков посвятил большую часть своей жизни, он создал еще одну картину о Высоцком – художественно-публицистический фильм “Постскриптум”. А кроме того, написал биографическую книгу под названием “Владимир Высоцкий”.
Аудиторию интересовал вопрос, о том куда обращаться молодым режиссёрам - кинодокументалистам после выпуска, где искать ресурсы на создание своего фильма.
Режиссёр согласился, что вопрос сложный. Он существовал всегда и является немаловажным. Он стоит практически перед всеми студентами, покидающими институт. Посоветовал обращаться всюду, ко всем, при малейшей возможности. Стучаться во все двери. Не стыдно обращаться, когда есть что-то сделанное тобой, твоё заветное. Даже получая отказ, ты общаешься. Окружающие получают информацию о тебе. Нельзя человеку нашей профессии оказаться вне мира, в отдельности от мира. Надо искать тех, кто тебя услышит, тех кто захочет тебя понять, и может быть захочет помочь.