«ТеаКиТ-2018»: премьера спектакля-концерта «За гранью кино» студентов СПбГИКиТ

В рамках XVIII Международного фестиваля студенческих фильмов «ПитерКиТ» 16 ноября прошла премьера спектакля мастерской Анны Яковлевны Алексахиной «За гранью кино». Актеры в СПбГИКиТ появились недавно, и этот спектакль – первая большая постановка, совпадающая со 100-летним юбилеем нашего вуза

«Путешествовать – полезно, это заставляет работать воображение. Все остальное – разочарование и усталость. Наше путешествие целиком выдумано. В этом его сила», – Луи-Фердинанд Селин, «Путешествие на край ночи». И правда – без воображения жить трудно, и даже непонятно, кому тяжелее: актерам или зрителям. В основу спектакля-концерта «За гранью кино» легли отрывки из культовых фильмов отечественного и зарубежного кинематографа: «Унесенные ветром», «Носферату. Симфония ужаса», «Начало», «Венера в мехах» и другие. Студенты пережили сцены из фильмов заново в киноконцертном зале на Бухарестской, перевоплощаясь в известных персонажей. Режиссерами-педагогами спектакля выступили актер, доцент кафедры актерского мастерства, заместитель заведующего кафедрой Сергей Каргин и доцент кафедры актерского мастерства Надежда Андрианова.

Мастер курса, актриса театра и кино, народная артистка РФ Анна Яковлевна Алексахина поделилась мнением о работе своих студентов:

– Это всего лишь первая работа для большого зала. Так как у нас не просто спектакль, спектакль-концерт, мы сильно зависим от зрителя: в пустом зале выступать с этой постановкой попросту невозможно. На самом деле, работа над спектаклем начинается с первым зрителем, то есть у нас все еще впереди.

22 отрывка, 21 фильм и 2 акта. Джека и Венди из «Сияния» сменяли Роберто и Стивен из «Кофе и сигарет», за Мамой Ромой и Кармин появлялись Нюра и Саша из «Трех тополей на Плющихе». Еще одной особенностью спектакля была колоссальное сотрудничество и бессонные ночи кафедры режиссуры мультимедиа и анимации и кафедры актерского мастерства. Союз двух направлений прокомментировал Игорь Игоревич Ефимов, доцент кафедры режиссуры мультимедиа и анимации:

– Идея была в том, чтобы поженить кинематограф с театром. Так был придумал спектакль, у ребят-актеров в репетиционном процессе уже были какие-то проекции для ориентира. Они попросили нас помочь, чтобы мы сделали анимацию. Очень здорово, что это наверно первый случай, когда мы смогли принять участие в проекте двух кафедр, и, надеемся, наша дружба продолжится.

Елизавета Шакира, студентка мастерской А. Я. Алексахиной и исполнительница ролей в этюдах «Двадцатый век» и «Чикаго» поставить такой концептуальный и достаточно сложный в исполнении студенческий спектакль:

– На первом курсе, после зимнего экзамена Анна Яковлевна дала задание найти звезду мирового масштаба, с которой хотелось бы себя соотнести, на кого хотелось бы равняться. Каждый выбирал, приносил какие-то пробы. Получается, что несколько отрывков тянутся еще оттуда (это «Сияние» и «Двадцатый век»). Постепенно материала становилось больше и больше, случился наш экзамен по кино, который предложили перенести на большую сцену. Мы, конечно, были в шоке и ужасе, потому что играть камерный спектакль в таком огромном пространстве страшно и сложно. Но все оказалось проще, легче, расслабленнее. Частично благодаря тому, что у нас много уже было готово, оставалось все технически оснастить. И тут огромная благодарность всем сотрудникам ККЗ, работающим с нами день и ночь в выходные и по будням, и кафедре мультимедийной режиссуры и анимации, которые графически оформили весь спектакль. До конца не верилось, что у нас получится. А теперь верим, что можно сделать еще мощнее, еще круче.

Вячеслав Савельев, исполнивший роли Чарли в «Запахе женщины», Одинокова в «Начале» и Эвана Бакстера в «Эване Всемогущем» поделился своими впечатлениями:

– Я доволен результатом, хотя хотелось бы больше. Это был наш взрыв, исходя из сжатых сроков криков и накала страстей. Прошу заметить, что это первый большой спектакль за всю 100-летнюю историю нашего вуза. Публика отреагировала, потрясающе, тепло и очень душевно. Мне очень нравится, что мы делаем, и хочется снова творить, выходить на площадку чтобы сказать, пронести мысль сквозь весь спектакль.

Зрители прекрасно приняли спектакль, не оставляя без реакции ни один из фрагментов. Актеры мастерской А. Я. Алексахиной показали умения во всем: танцах, пении, перевоплощении, драме и комедии. Все получилось так красиво и впечатляюще, что даже трудно поверить, что на сцене был 3 курс, а не последний или вовсе давно закончившие обучение актеры.

Партнеры