Экспериментальное кино. Movies of artists

Круглый стол экспериментального кино с Ришаром Контом - ректором института ACTE, профессором, главным редактором журнала Plastik, искусствоведом, и Анатолием Власовым - аспирантом, перформером, хореографом, прошёл 18 ноября в рамках фестиваля «ПитерКиТ».

Всем нам знакомо кино во многих его проявлениях. Это и документальные, и научно-фантастические, и анимационные работы, но Ришар Конт представил нашим студентам немного другой вид кинематографа - три художественные короткометражные работы, автором которых является он сам.

На самом деле очень сложно определить, что же такое художественный фильм. Единственное определение, которое Ришар смог точно сформулировать - художественный фильм это картина, отснятая не просто режиссёром, а художником, ремесленником своего нелёгкого труда.

Первый материал, представленный гостям круглого стола - достаточно короткое видео, даже не столько видео, сколько набор изображений. В данной съёмке был применен эффект time lapse, который в итоге подарил зрителю прекрасное анимационное кино. Ришар работал с версальскими баклажанами из огородника самого Короля. Благодаря увеличенной скорости съёмки зритель может наблюдать, как с течением времени овощ, подвергаясь атаке насекомых, буквально сгнивает на глазах.

Основой второго фильма стало зеркало с отражением синего неба, на котором, в определенный момент, можно заметить белый след от летящего самолета. Смысловая нагрузка картины «Синева голубого неба» состоит в том, чтобы с помощью волчков из порнографических дисков, запускаемых на зеркале, воссоздать эффект гипноза, зритель может расслабиться и даже уснуть.

Завершила показ картина «Медуза». Ришар снял её, используя минимум техники, на побережье, усыпанном мёртвыми медузами. Наблюдая за ними, ему и пришла идея снять  фильм и построить ассоциацию между морским обитателем и человеком.

Ришар Конт выразил огромную благодарность фестивалю, всем гостям и участникам: «Спасибо всем, кто был с нами на протяжении всего фестиваля, организаторам и его директорам. Надеемся, что эта встреча была полезной для вас. И, возможно, на следующем «ПитерКиТе» будут присутствовать работы экспериментальных художественных жанров».

Что такое встреча, как встретиться друг с другом, как сделать так, чтоб человеческие отношения вышли за рамки простого символического или физического обмена? Ответил на этот вопрос хореограф Анатолий Власов с докладом «Танцевать. Говорить. Снимать. Поэтика встречи». 

«Я изобразил свое собственное понятие встречи, которое всегда являлось для меня важной связкой с самим собой, с другими людьми, а также со всем миром».

Опыт, о котором говорит хореограф - это игра, в которой его герои одновременно говорят, танцуют, не останавливаясь, и снимают всё это на камеру. Первый фильм был снят Анатолием, где в качестве своего второго героя, помимо себя, он задействовал дочь.

«Мы производим это тройное действие, двигаясь по заранее определенному нами маршруту. В этой хореографии есть места, где мы продвигаемся вместе, места, где мы продвигаемся отдельно, есть места, где один танцует для другого, в то время как другой снимает его на камеру и наоборот».

Данная работа была смонтирована в форме split screen, где происходит разделение одного экрана на две части для одновременного отображения двух связанных потоков видео. Благодаря этому  зритель видит сцену фильма с обеих сторон. Для художника было важно показать связь между двумя разными точками зрения в проживании совместного опыта. Наблюдая за этим процессом, мозг зрителя становится более активным, а глаза постоянно колеблются между различием и повторением.

Часть художественных исследований хореографа в течение уже пятнадцати лет была ориентирована на сообщество людей с аутизмом.

«В предыдущих пьесах я много с ними работал, отталкиваясь от самих аутистов для того, чтобы развернуть их уникальные миры. Сегодня я больше сосредотачиваюсь на отношениях людей с аутизмом с людьми, которые их сопровождают. Сопровождающие их люди имеют сильную тенденцию вторгаться в личное пространство аутистов. На мой взгляд, их чувство ответственности утрировано. Я решил поработать над этой связью путем поиска её гибкости».

Для этого Анатолий предложил людям с аутизмом и их помощникам одновременно танцевать, говорить и снимать на камеру, как в первом фильме, тем самым выстраивая между ними связь.

Если камеры Go Pro дают возможность приблизиться к опыту переживаний героя фильма, большие кинокамеры дают возможность отделиться от действия, лучше увидеть отношения между главными героями и средой.

Последним из проектов Анатолия является трехсерийный кочевой фильм, снятый в Китае, Бразилии и России. Здесь речь идет о съёмках встреч через диалоги или фонологи, поскольку фильм передает не только словесный разговор, но и танцевальный. Слова и предложения расширены жестами тела.

«В первом эпизоде фильма,  снятого во французской деревне в Китае, я копирую китайские слова, которые кладут мне в рот местные жители. Не говоря по-китайски, я действовал со звуками непонятного мне языка, с помощью моей фонезии. И стараюсь выйти за рамки понятия копирования, как простого воспроизведения. Фонезия - магнит для сближения отдаленных разностей. Таким образом, трехсерийная съёмка из разных стран даёт мне возможность вступить в связь с неизвестными мне языками, и изучить их путем своего тела, двигаясь, танцуя и одновременно произнося иностранные слова».


Елизавета Акреева